Обреченные жить в бедности и зависти О комедии Евгения Шишкина «Лекарство от храпа»
В «Театре на Перовской» (лето 2016 г.) состоялась премьера спектакля «Лекарство от храпа», поставленного по комедии Евгения Шишкина. И это тот случай, когда хочется говорить сначала о тексте, а потом – о театральном антураже. Евгений Шишкин известен как автор пронзительных романов «Бесова душа», «Правда и блаженство», а также хлесткой публицистики. И вот еще одна грань его таланта – драматургия. Его литература – это всегда приглашение к серьезному разговору о русской жизни, где есть место пафосу и юмору. Комедия (возможно, трагикомедия) «Лекарство от храпа» затрагивает тему пошлости, в которую погружен современный человек, превратившийся в потребителя. Но при этом его душа тоскует – «мечтает о чем-то большем». Главные герои – мужчина средних лет Михалыч, его жена Лариса и любовница Алла. Неверность и блуд – единственное, что еще скрашивает их жизнь и дарит эмоции. Издерганную бытом жену Ларису раздражает в муже – все, начиная от привычек в еде и, кончая, его храпом, из-за которого она не может спать по ночам. Кокетливая Алла, с повадками стриптизерши, напротив, ценит Михалыча и ей нравится в нем все. Она философски изрекает: «Жены видят в мужьях одни недостатки, а любовницы – одни достоинства». При этом Аллочка доходит до такого цинизма, что называет себя ангелом-хранителем семьи – пока Михалыч с ней, он не побежит к другим женщинам, а треугольник, как известно, фигура устойчивая. Жена и любовница, преодолевая ревность, пытаются создать подобие идиллии, называя мужчину, которого не смогут поделить: «наш Михалыч». А для него самые счастливые моменты, когда… наша сборная играет в 1/64 чемпионата мира, рядом пивко, а на кухне мама готовит рыбный пирог. «И никаких баб!» – восклицает он в сердцах, а еще в минуту откровения признается: «Олигархом хочется стать». Его жена Лариса мечтает о богатстве, домике в Ницце, джипе и норковой шубе. И при этом наставляет рога своему мужу с соседом-прапорщиком. Так и существуют они, как сомнамбулы, чередуя житейские заботы, измены и грезы о богатстве, впрочем, страдая от собственной бескрылости. Самый живой человек в пьесе – бродяга-философ, с которым герои иногда сталкиваются на улице. В нем есть – необремененность материальным, которая притягивает. Он призывает – ценить мгновения, радоваться пению соловья или бескрайнему полю в цветах, а еще предлагает: «Пройдитесь по закоулкам своей души». И это происходит. В конце пьесы герои раскрываются с неожиданной стороны. Наступает момент исповедальности. Прапорщик признается, что в детстве хотел стать астрономом и смотреть на звезды. Но мечта не сбылась. Аллочка жалеет, что не стала актрисой, потому что любила крутиться перед зеркалами. А теперь она – всего лишь буфетчица, обреченная жить в бедности и зависти. Лариса как нечто светлое вспоминает влюбленного в нее юношу, который рисовал для нее под окнами дома, где она жила, белую розу. А потом он куда-то исчез. Михалыч горюет, что не смог себя реализовать и тянет житейскую лямку… Время бежит, а чего-то самого главного в жизни героев не случается. «Сон разума рождает чудовищ», а сон спящей, храпящей души – монстров. В финале есть сюрреалистическая сцена – одна из лучших в спектакле. Герою снятся жена, любовница и прапорщик, в карнавальных костюмах. Они ужасны – его близкие люди глумятся над ним. И что-то дьявольское появляется в их облике. Пошлость не бывает безобидной. Если человек не стремится к свету, он неизбежно катится в преисподнюю. Из мелких желаний – рождается мелкая жизнь, которая становится коротким промежутком между шопингом, футболом и супружескими изменами. Когда-то герои нашего театра призывали друг друга – «проснись и пой». И это становилось настроением эпохи. Герои пьесы Евгения Шишкина ищут лекарство от храпа, от храпа спящей души, словно загипнотизированной какими-то злыми духами. Нынешнему театру очень не хватает современной драматургии. При этом новая пьеса – всегда риск. И очень отрадно, когда этот риск оправдывается. Пьеса «Лекарство от храпа» вполне может стать украшением репертуара «Театра на Перовской», а режиссера постановки Сергея Кутасова, который смело сотрудничает с современными авторами, можно поздравить с творческой удачей. Да и другим театральным коллективам, «легким на подъем», стоит внимательно присмотреться к комедии Евгения Шишкина. Здесь есть характеры, которые интересно играть, лирика, гротеск и философия – все то, что делает театр нескучным.
|